Кракелюр и материалы для него
Кракелюром (c французского - «трещина») называется техника искусственного состаривания поверхности, которая применяется вместе с декупажем при изготовлении декоративных элементов интерьера, мебели или украшений. Суть метода заключается в том, чтобы покрыть поверхность сетью трещинок – будто краска или лак усохли от времени.
Принцип действия
Поверхность лака (краски) трескается из-за разницы во времени, которое необходимо для высыхания базового состава и внешнего покрытия. В процессе сушки состав для кракелюра вытягивает влагу из нижнего слоя краски, а обезвоженная поверхность ссыхается и покрывается трещинами.
Есть и такие составы, как однокомпонентный фасет, где при нанесении толстым слоем образуются эффектные трещины из-за того, что верхний уровень высыхает быстрее, чем нижний. Чаще всего для искусственного состаривания применяются акриловые краски – на них рассчитано большинство представленных на рынке профильных лаковых покрытий. Бывают и однокомпонентные краски для кракелюра – они в значительной степени теряют объем при высыхании и от этого покрываются трещинками.
Рисунок трещин, их глубина и прочие внешние характеристики зависят не только от лака или краски, но и от технологии нанесения. Как правило, в инструкции указано то, в каком порядке и как следует наносить слои для создания того или иного эффекта.
Важные нюансы
- Один и тот же лак может создавать трещины разной конфигурации и глубины – это зависит от толщины слоя. При работе с вододисперсной краской этот показатель будет зависеть от ее вязкости: чем она жиже, тем слой тоньше и тем мельче кракелюры на поверхности изделия. Слой также может быть неравномерным – тогда трещины в некоторых местах будут крупнее, а в других – мельче; такой эффект может пригодиться для создания «старинной» шкатулки или декорирования мебели.
- В отличие от других видов работы с лакокрасочными материалами для кракелюра не обязательно выдерживать какой-то строгий температурно-влажностный режим просушки. Необязательно также ждать указанное время, можно ускорить процесс посредством фена или даже прямых солнечных лучей – естественно, в тех случаях, когда возможное появление желтизны не испортит работу. Таким образом, появляется возможность не только ускорить процесс, но и смоделировать рисунок трещин.
- Чем более гладкая (в идеале глянцевая) поверхность изделия, тем лучше на ней удастся кракелюр. На шершавой же и матовой поверхности трещинки расползутся неравномерно и слабо.
- Для регулирования количества кракелюров можно использовать дополнительные слои лака: чем их больше, тем больше трещин. Чаще всего этот прием применяют с тонкими слоями, которые быстро сохнут и распадаются на паутинку мелких трещинок.
- Направление трещинам можно задать, если нанести лак широкой кистью мазками в одну сторону. Для однородного рисунка кракелюров используется валик или кусочек губки. Дабы получить сетку из перпендикулярно перекрещивающихся трещин, нужно нанести два слоя в направлении сверху вниз, а затем – слева направо.
- От способа нанесения зависит рисунок и толщина трещин! Вариантов масса – в зависимости от характера декорируемого изделия: малярный валик, широкая кисть, кисти с разной степенью жесткости ворса, поролоновый фетр и так далее. Некоторые мастера-миниатюристы предпочитают наносить лак на небольшие поверхности просто пальцем – так удобнее чувствовать толщину слоя и фактуру.
- Высыхание в естественных условиях и при помощи фена даст в некоторых случаях очень разные результаты, так что для начала желательно поэкспериментировать на поверхности, сходной по составу и обработке с будущим изделием.
- Видимость старинных трещин можно создать с помощью неспециальных вододисперсных лаков и даже клея ПВА. Неожиданное решение: на растрескавшуюся поверхность краски походит толченая на кусочки разного размера яичная скорлупа, равномерно наклеенная на поверхность изделия и покрытая сверху краской или обработанная в технике декупажа.
Не стоит бояться экспериментов! Кракелюр – это творческий процесс, как следствие, необходимо опытным путем освоить несколько технических приемов, чтобы потом с уверенностью приступать к обработке изделия!
Похожие статьи:
Подбираем оптимальную подарочную упаковку
Не секрет, что все мы любим получать подарки на дни рождения и другие праздники. Специалисты знают, как преподнести тот или иной предмет в Москве, чтобы он выглядел очень привлекательно и заманчиво. Подробнее...
Зачем нужна рама для картины
Рама для картины – как красивое платье для девушки, позволяет подчеркнуть желаемые детали, скрыть недостатки и создать законченный, идеальный образ. Многие хозяева картин, а также художественные галереи выставляют изделия без каких-либо рамок. Если галереи в данном случае рассчитывают на прибыль, предлагая после покупки картины вдобавок приобрести и обрамление к ней, то владельцы произведений поступают просто халатно, ведь без рамы картина не только выглядит хуже, но и страдает от внешних воздействий.
Подробнее...Резьба по дереву и инструменты для неё
Резьба по дереву – невероятно увлекательное занятие. Умение увидеть в куске дерева неопределенной формы нечто, чего не видят другие, и с помощью специальных инструментов донести до окружающих свое видение требует не только нестандартного воображения, но и дисциплины в отработке навыков. Одно неверное движение резца по дереву – и то, что задумано, уже не сможет быть реализовано в том виде, каком планировалось.
Подробнее...Мольберты и их особенности
Предназначение мольберта – удерживать холст в процессе работы на высоте, удобной для художника, и под необходимым углом. Тем не менее, при покупке этого, на первый взгляд, простого приспособления у новичков часто возникают трудности с выбором, так как моделей и видов мольбертов довольно-таки много. Чтобы сориентироваться и сделать правильный выбор, необходимо уяснить для себя функциональные особенности и характерные черты основных видов таких приспособлений.
Подробнее...