Всё для художников, дизайнеров, архитекторов и творческих людей в Королёве

Кракелюр и материалы для него

Кракелюр и материалы для него

Кракелюром (c французского - «трещина») называется техника искусственного состаривания поверхности, которая применяется вместе с декупажем при изготовлении декоративных элементов интерьера, мебели или украшений. Суть метода заключается в том, чтобы покрыть поверхность сетью трещинок – будто краска или лак усохли от времени.

Принцип действия

Поверхность лака (краски) трескается из-за разницы во времени, которое необходимо для высыхания базового состава и внешнего покрытия. В процессе сушки состав для кракелюра вытягивает влагу из нижнего слоя краски, а обезвоженная поверхность ссыхается и покрывается трещинами.

Есть и такие составы, как однокомпонентный фасет, где при нанесении толстым слоем образуются эффектные трещины из-за того, что верхний уровень высыхает быстрее, чем нижний. Чаще всего для искусственного состаривания применяются акриловые краски – на них рассчитано большинство представленных на рынке профильных лаковых покрытий. Бывают и однокомпонентные краски для кракелюра – они в значительной степени теряют объем при высыхании и от этого покрываются трещинками.

Рисунок трещин, их глубина и прочие внешние характеристики зависят не только от лака или краски, но и от технологии нанесения. Как правило, в инструкции указано то, в каком порядке и как следует наносить слои для создания того или иного эффекта.

Важные нюансы

  1. Один и тот же лак может создавать трещины разной конфигурации и глубины – это зависит от толщины слоя. При работе с вододисперсной краской этот показатель будет зависеть от ее вязкости: чем она жиже, тем слой тоньше и тем мельче кракелюры на поверхности изделия. Слой также может быть неравномерным – тогда трещины в некоторых местах будут крупнее, а в других – мельче; такой эффект может пригодиться для создания «старинной» шкатулки или декорирования мебели.
  2. В отличие от других видов работы с лакокрасочными материалами для кракелюра не обязательно выдерживать какой-то строгий температурно-влажностный режим просушки. Необязательно также ждать указанное время, можно ускорить процесс посредством фена или даже прямых солнечных лучей – естественно, в тех случаях, когда возможное появление желтизны не испортит работу. Таким образом, появляется возможность не только ускорить процесс, но и смоделировать рисунок трещин.
  3. Чем более гладкая (в идеале глянцевая) поверхность изделия, тем лучше на ней удастся кракелюр. На шершавой же и матовой поверхности трещинки расползутся неравномерно и слабо.
  4. Для регулирования количества кракелюров можно использовать дополнительные слои лака: чем их больше, тем больше трещин. Чаще всего этот прием применяют с тонкими слоями, которые быстро сохнут и распадаются на паутинку мелких трещинок.
  5. Направление трещинам можно задать, если нанести лак широкой кистью мазками в одну сторону. Для однородного рисунка кракелюров используется валик или кусочек губки. Дабы получить сетку из перпендикулярно перекрещивающихся трещин, нужно нанести два слоя в направлении сверху вниз, а затем – слева направо.
  6. От способа нанесения зависит рисунок и толщина трещин! Вариантов масса – в зависимости от характера декорируемого изделия: малярный валик, широкая кисть, кисти с разной степенью жесткости ворса, поролоновый фетр и так далее. Некоторые мастера-миниатюристы предпочитают наносить лак на небольшие поверхности просто пальцем – так удобнее чувствовать толщину слоя и фактуру.
  7. Высыхание в естественных условиях и при помощи фена даст в некоторых случаях очень разные результаты, так что для начала желательно поэкспериментировать на поверхности, сходной по составу и обработке с будущим изделием.
  8. Видимость старинных трещин можно создать с помощью неспециальных вододисперсных лаков и даже клея ПВА. Неожиданное решение: на растрескавшуюся поверхность краски походит толченая на кусочки разного размера яичная скорлупа, равномерно наклеенная на поверхность изделия и покрытая сверху краской или обработанная в технике декупажа.

Не стоит бояться экспериментов! Кракелюр – это творческий процесс, как следствие, необходимо опытным путем освоить несколько технических приемов, чтобы потом с уверенностью приступать к обработке изделия!

Похожие статьи:

Печать стикеров, наклеек, этикеток

Печать стикеров, наклеек, этикеток

Использование наклеек и стикеров в современном мире очень распространено. Печать на самоклеящейся пленке лозунга компании – это отличный способ избежать работ по монтажу тяжелого баннера. Они могут являться рекламным элементом или просто оригинальным автомобильным украшением. Подробнее...

Художественные акриловые краски

Художественные акриловые краски

Акриловые краски вошли художественное искусство сравнительно недавно. Первые из них имели достаточно вязкий состав и ограниченный набор растворяющего вещества, что не давало возможности получить именно тот оттенок при смешивании, который нужен. Краски, связующим веществом которых является акриловая смола, на первых порах считались любительскими. В данный момент многие колеблются при выборе «Масло или акрил?».

Подробнее...

Сусальное золото и поталь - в чём отличие?

Сусальное золото и поталь – в чем отличие?

Любой путешествующий по России человек всегда удивлялся, во-первых, огромному количеству сохранившихся старинных храмов, во-вторых, неземной красоте куполов, сверкающих золотыми красками. Все дело в покрытии церковных маковок сусальным золотом, которое сохраняет свои качества продолжительное время.

Подробнее...

Деревянные заготовки под роспись

Деревянные заготовки под роспись

На протяжении многих веков, на Руси, древесина являлась предметом для различных видов творчества. Из неё вырезали различные игрушки, предметы для быта и украшения. На ней выжигали различные узоры, при помощи огня и солнечных лучей, и конечно же на ней изображали разнообразные картины и даже иконы.

Подробнее...
Яндекс.Метрика