Всё для художников, дизайнеров, архитекторов и творческих людей в Королёве

Пигменты, их происхождение, разновидности и свойства

Пигменты, их происхождение, разновидности и свойства

Слово «пигмент» пришло к нам из латинского языка. В оригинале оно звучит как «pigmentum», что в переводе означает «краска». Таким образом, пигменты представляют собой красящие вещества, они могут иметь минеральную или органическую природу, сегодня некоторые из них создаются химическим путем.

История появления пигментов

Некоторые полагают, что красящие вещества появились в живописи относительно недавно, однако факты говорят об обратном. Еще в глубокой древности люди, создавая наскальные рисунки, использовали различные материалы, которые заменяли им пигменты в современном представлении. Тогда часто применялся мел, уголь и цветная земля. Доказательством данному утверждению служит настенная живопись, которая была обнаружена в Альтамирской пещере, расположенной в Испании.

В Древнем Египте человек расширил свои познания в области красителей и стал использовать значительно большее количество пигментов, причем некоторые из них были не естественного, а искусственного происхождения. Известно, что еще за два тысячелетия до наступления нашей эры египтяне использовали красные, синие и зеленые пигменты. Первые представляли собой киноварь, пурпур и прокаленную охру. Для создания вторых и третьих использовали силикаты меди. В тот же период научились делать цветные красящие вещества, прибегая к размолу и отмучиванию различных природных компонентов, а именно – минералов и земли.

Несмотря на то, что уже к началу нашей эры производство целого ряда пигментов было поставлено на широкую ногу, лишь в XVIII веке сформировалась отдельная промышленная отрасль, которая занималась производством красящих веществ. Вплоть до конца XVI столетия использовались опасные для здоровья мастеров свинцовые белила – сегодня их принято относить к одним из самых древних пигментов. К началу нового века их научились заменять цинковыми, работать с которыми было намного удобнее и безопаснее. Началом XX столетия датируется появление титановых белил. Органические же красители научились получать двести лет назад.

Сегодня производство красящих веществ запущено в промышленных масштабах. Практически одни и те же пигменты используются и в акварели, темпере, масляной и других красках. Высокий уровень развития науки и техники, а также ряд новейших разработок позволяют выпускать красители всех известных тонов. Большая их часть имеет органическую природу. Огромным плюсом современных красителей является их хорошая устойчивость к свету.

Классификация красящих веществ

Классифицировать пигменты можно по-разному – в зависимости от того, какой признак брать за основу. По происхождению они могут быть искусственными, созданными химическим путем или природными, то есть изготовленными из естественных материалов посредством механической обработки. К последним относят охру, сиену, умбру и природный зеленый пигмент, который получается в результате распада базальтов, мелафиров и некоторых других горных пород. Искусственные пигменты представляют собой не что иное, как окись тяжелых металлов: примерами таковых могут служить красные и коричневые железоокисные красители.

В зависимости от состава выделяют минеральные и органические пигменты. Первые можно найти в естественной среде или создать в искусственных условиях. Органические производят из растений, виноградных и абрикосовых косточек путем их обжига или из костей животных, которые также подвергаются воздействию высоких температур.

По цвету пигменты делят на ахроматические, а именно – на белые, серые и черные, и хроматические (цветные). Большинство готовых красок получают путем смешения трех пигментов, которые принято называть базовыми. К ним относят желтые, синие и красные вещества.

Свойства пигментов

Все пигменты отличаются по своим химическим, физическим, физико-химическим и технологическим свойствам. Характеристики эти можно отнести к числу важнейших. По сути, они обеспечивают все остальные свойства того или иного красителя, а потому их знание помогает наладить наиболее эффективное производство красок и использование их в живописи.

При выборе пигмента мастер в первую очередь смотрит на его цвет, однако необходимо обратить внимание и на ряд других свойств, которые облегчат или усложнят работу. Красящая способность стоит не на последнем месте в этом списке. Под этим термином подразумевают способность компонента наделить своим цветом другие пигменты, с которыми он взаимодействует при перемешивании.

Не меньшее значение имеет такой показатель, как светостойкость. Если краска портится при воздействии на нее искусственного и естественного света, то обращаться с ней нужно осторожно, будущий же рисунок следует оберегать от прямого воздействия света.

Атмосферостойкость, устойчивость к воздействию щелочей и кислот, маслоемкость и ряд других качеств нужно учитывать во время создания красок и в процессе последующего их использования. Конечно же, одним из наиважнейших свойств всех пигментов является токсичность, ведь мастеру придется долгое время находиться в контакте с краской. Если она пагубно воздействует на здоровье, то имеет смысл изменить своим предпочтениям и выбрать краситель, который не принесет существенного вреда.

Понимать природу пигментов и разбираться в их свойствах желательно каждому человеку, который всерьез увлекается живописью или является профессионалом в этой области. Именно с понимания основ и начинается создание величайших шедевров, которые способны прославить имя своего творца на века!

Похожие статьи:

Хобби как источник дохода

Хобби как источник дохода

Нужен ли доход творческой личности? Разве творчеством занимаются не для души? Можно ли рассчитывать, на хобби, как источник дохода? Не станет ли получение денег за свои произведения препятствием для дальнейшего творчества? Эти и подобные вопросы задают себе многие художники, другие творческие личности, когда заходит речь о том, чтобы превратить хобби в источник дохода.

Подробнее...

Масла для живописи

Масла для живописи

В масляной живописи используются натуральные растительные масла. Каждый художник, вырабатывая свой индивидуальный стиль, отдает предпочтение тем или иным экстрактам, но есть и общие закономерности их использования, которые важны для первоначального выбора.

Подробнее...

Секреты правильного натюрморта

Секреты правильного натюрморта

Каждый из нас много раз в своей жизни сталкивался с натюрмортами. Мы видим их каждый день в своем окружении, только не на полотне, а в реальной жизни. Расставляя осенние листья в вазе или цветы на подоконнике, мы не думаем о том, что следуем законам композиции, перспективы, сочетания цвета. Постигая красоту интуитивно, мы каждый день создаем натюрморты в своем доме, в антресоли за стеклянными дверцами, на книжной полке.

Подробнее...

Сусальное золото и поталь - в чём отличие?

Сусальное золото и поталь – в чем отличие?

Любой путешествующий по России человек всегда удивлялся, во-первых, огромному количеству сохранившихся старинных храмов, во-вторых, неземной красоте куполов, сверкающих золотыми красками. Все дело в покрытии церковных маковок сусальным золотом, которое сохраняет свои качества продолжительное время.

Подробнее...
Яндекс.Метрика